30 мая состоялось заседание Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Удмуртской Республике по вопросам транспортного обслуживания на селе. В сельской местности проживает более трети населения Удмуртии. Для транспортного сообщения между поселениями в республике организовано 122 муниципальных маршрута регулярных пассажирских перевозок. Из них на 80 маршрутах осуществляются перевозки по регулируемым тарифам, на которых людям предоставляются льготы. То есть воспользоваться льготами по проезду могут чуть больше половины сельских пассажиров.
Вместе с тем ситуация с организацией регулярных пассажирских перевозок в сельской местности имеет неоднородный характер. Различия в состоянии транспортного обслуживания населения по районам республики порой существенны.
Например, в пяти районах республики отсутствуют внутрирайонные маршруты. Перевозки осуществляются на межмуниципальных маршрутах. И в этой связи многие сельские жители не охвачены транспортным сообщением.
В приветственном слове Виктор Кушко отметил: «На выездных приемах, которые мы проводим в городах и районах республики, к нам часто обращаются люди по вопросам транспортного обслуживания. Есть вопросы, на которые мы не можем дать положительный ответ. И с главами районов мы их обсуждаем: вопрос транспортного обслуживания наиболее остро стоит в сельской местности. Я бы не сказал, что ситуация очень критичная. Понятны и проблемы: отсутствие перевозчиков, отсутствие финансовых возможностей. Эти вопросы нужно решать сообща, иначе у нас крайними остаются люди. Вот в чем беда», – отметил Виктор Кушко в приветственном слове, обращаясь к членам экспертного совета и приглашенным.
Эксперты и приглашенные на заседание совета отметили, что в республике принимаются меры по обеспечению жителей регулярным транспортом. Вместе с тем ситуация с транспортным обслуживанием населения в Удмуртии далека от идеальной.
Есть сложности с финансированием, однако некоторым муниципалитетам удается решать проблемы более эффективно, а у других получается не так хорошо. Несмотря на определенные сложности, некоторым муниципальным образованиям не только удалось сохранить маршрутную сеть, но и увеличить количество направлений движения автобусов.
«Важно обмениваться положительными муниципальными практиками, наладить конструктивный диалог с перевозчиками», – согласились участники Экспертного совета с предложением Уполномоченного.
Денис Медведев, заместитель главы Администрации Вавожского района, рассказал об опыте организации регулярных пассажирских перевозок в районе. На сегодняшний день пассажирские перевозки в осуществляются в Вавожском районе по 10 маршрутам, по регулируемым тарифам. А это значит, что предоставляются льготы по проезду. В районе действует бесплатный проезд для детей из многодетных малообеспеченных семей и инвалидов, предоставляется сезонная скидка пенсионерам в половину стоимости билета.
О мерах, принимаемых в Балезинском районе по обеспечению населения услугами пассажирских перевозок, рассказал Сергей Кирющенков, заместитель главы Администрации района. В своем выступлении он предложил изучить опыт отдельных стран в организации муниципальных пассажирских перевозок, когда сбалансированно учитываются интересы органов власти, а значит, и населения, и перевозчиков.
Подытоживая выступления муниципалитетов по вопросам транспортного обслуживания, Виктор Кушко отметил, что «рассматривая вопросы транспортного обслуживания сельского населения, мы не ставили целью кого-то покритиковать или сделать крайним. Есть много объективных факторов, которые влияют на проблему. Но тем не менее, если Администрация района вместе с Миндортрансом будут искать варианты решения, может быть и нестандартные, дело сдвинется».
Уполномоченный предложил создать площадку для обмена положительным опытом и обучения новым практикам на базе регионального министерства транспорта и дорожного хозяйства. Предложение было одобрено участниками и включено в проект решения совета.
Одной из причин, сдерживающих развитие регулярных перевозок на селе, является деятельность нелегальных извозчиков. За счет игнорирования требований законодательства, в том числе в части обеспечения безопасности перевозки пассажиров, нелегальные извозчики за счет снижения издержек имеют преимущество перед легальными перевозчиками.
По мнению Экспертного совета, было бы целесообразным скоординировать усилия уполномоченных надзорных органов в борьбе с нелегальными перевозчиками, в том числе в рамках межведомственной рабочей группы при прокуратуре республики.
С другой стороны, есть понимание, что только запретами, наверное, сложно решить проблему нелегальных перевозок. Нелегальным извозчикам необходимо создать конкуренцию. Нужно чтобы легальная система перевозок вытеснила нелегальных извозчиков: она тоже должна обозначить свое присутствие в социальных сетях и мессенджерах.
«Информирование населения о задержках рейсов, их отмене, любых других изменений о движении автобусов, с одной стороны, и о потребности в пассажирских перевозках, с другой стороны, будет особенно актуально для районов, где есть большие сложности с перевозками», – подытожили участники заседания.
Предложения включены в проект Решения Экспертного совета и уже направлены в органы власти.